Мы продолжаем обзор презентаций Hardware Congress 3.0 — большой конференции для руководителей белорусских компаний и амбициозных инженеров, которые работают над развитием своей экспертизы и отрасли в целом.
Напомним: конгресс прошел 2 ноября в минской Галерее «Ў». Организаторы — наша ассоциация и портал «Про бизнес». Программа включала три блока: стратегия развития отрасли, бизнес-кейсы, инвестиции и будущее.
Делимся с вами заметками и фотографиями из зрительного зала, а также ссылками на презентации докладчиков. Сегодня фокусируемся на втором блоке:
1. Опыт развития инновационных технологий в компании Standa и развитие лазерной индустрии в Литве
Михаил Берба, доктор технических наук и президент литовской компании STANDA, рассказал, как после 1991 г. его компания выходила на большой глобальный рынок. Вся их деятельность была связана с лазерной физикой, механика была микронного уровня. Пришло понимание того, что нужно делать более индивидуальный продукт, появились амбиции.
На старте тоже было тяжело: никто не знал, где находится Литва. Сегодня в STANDA работает 200 человек. Выполнено около 4 000 собственных разработок. 12 раз в год компания участвует в мировых выставках. Основа их успеха — тщательное исследование рынка (хороший маркетинг).
Рынок Литвы составляет в обороте STANDA только 5%, остальные 95 % продукции уходит заказчикам по всему миру. Их изделия летают на спутниках. Потребители — NASA и метрологическая лаборатория Apple.
Михаил Берба отметил, что компании в Литве в свое время тоже решили создать ассоциацию для лоббирования своих интересов. Ассоциация убедила литовские власти тратить больше денег на образование. Каждый год члены ассоциации заявляли, сколько специалистов им не хватает. В результате такая работа помогла получать более качественные кадры.
К сегодняшнему дню в Литве появилось более 30 компаний, которые входят в лазерную индустрию (часть из них — стартапы).
Президент STANDA признается: он никогда не брал кредиты в банке, его никогда не интересовали инвесторы. Михаил Берба верит: у кого нет хорошей идеи, те обращается за чужими деньгами, а когда идея хороша можно использовать свои деньги, начиная с малого. Можно жить интеллектом. Если есть идея — деньги появятся.
Дмитрий Черноморец, директор по развитию компании Humathèq, рассказал, как управлять продуктом:
Компания Humathèq помогает заказчикам создавать продукты. Но иногда эти продукты «умирают». Почему «умирает» продукт? Спрашиваем у заказчика. Слышим: «руки не дошли». Проверяем, в чем проблема. А проблема в том, что рук-то и нет. Продукт может умереть, еще не взлетев. Из четырех—шести продуктов взлететь может только один.
Продукт-менеджер — это человек, без которого продукты погибают на взлетно-посадочной полосе: они еще не взлетели, а уже умерли. Это человек, который отвечает за успех продукта, и за провал тоже. Большое искусство — вовремя похоронить продукт.
Продукт-менеджер — это предприниматель, которому выгоднее работать в корпорации, нежели самостоятельно. Что он делает? Исследует клиентов и пользователей, узнает их проблемы и боли, создает новые продукты.
Проблема в псевдо продукт-менеджерах. Обычно это такой штатный ПМ а-ля «принеси-подай», который не занимается продуктом на самом деле. А судьи кто? А судьи — это клиенты.
Лучшая мотивация для продавца — сильный продукт. Как понять, что продукт сильный? Этот продукт хорошо продается.
Очень мало ПМ, которые готовы инвестировать в свой продукт. Продукт-менеджеры, у которых продукты не приносят прибыль, часто уходят. Победоносные никогда не уйдут. Уходят те, у кого не получилось и, как правило, никогда не возвращаются.
Нужно создать систему продукт-менеджеров. Где брать? Со стороны — не работает. Нужно брать изнутри, с подтвержденными компетенциями.
Продукт-менеджер — топовая профессия на ближайшие 10—15 лет. Можно заработать самые большие деньги после владельцев компаний.
СКАЧАТЬ презентацию Дмитрия Черноморца «Как выстроить в компании продукт-менеджмент».
Ритис Бурачас, директор по маркетингу компании Yukon, рассказал про онлайн-сегментацию и микротаргетинг на примере продукции своей компании — оптики ночного видения Pulsar.
Yukon делает большой упор на маркетинг и тщательно исследует рынок. Вот категоризация их потенциальных клиентов:
Yukon провел исследование, как принимают решения клиенты в каждой группе, в чем основной мотив при покупке. Для каждой группы клиентов Yukon выбирает методы продвижения, социальные сети и медиа, а также находит те слова, которые убеждают и соответствуют потребностям покупателя.
Ритис — последователь ZMOT-теории, которая была предложена Джимом Лесински (Jim Lecinski) в книге «ZMOT: Завоевание Нулевого момента истины» (Zero Moment of Truth).
Ритис Бурачас: «Сегодня вы находитесь не позади конкурентов, вы не позади технологии, вы находитесь позади вашего потребителя».
4. Возможности и сложности развития hardware-стартапа в Беларуси
В начале выступления Виктор обратился к слушателям в зале и попросил поднять руки тех, кто хочет сделать свой HW-стартап. 15 человек. После своего выступления Виктор снова обратился аудитории: «Кто все еще хочет этим заниматься?». Рук было значительно больше.
Возможно желающих сделать свой HW-стартап стало больше, потому что Виктор поделился ссылками на те акселераторы и венчурные фонды, где стартап может получить поддержку.
Идеи из выступления Виктора:
СКАЧАТЬ презентацию Виктора Хаменка «Возможности и сложности развития hardware-стартапа в Беларуси».
Дмитрий рассказал, что первые два года команду было не выгнать из офиса, так они горели идеей! Сейчас в команде работает 150 человек, 100 из них — в Минске.
В результате Teslasuit получил престижную награду Red Dot Award 2019 за самый лучший дизайн в категории Best of the best product. Подробности: https://www.red-dot.org/project/teslasuit-37471.
На очереди — обзор дискуссии «Будущее приборостроения и hardware в Беларуси». Оставайтесь с нами!—