Новости Ассоциации

Исследование отрасли приборостроения и электроники

Начиная с весны 2019 года, мы активно проводили “Круглые столы”, результатами которых мы делились на своих страницах. Однако любое исследование не обходится без цифр и статистических данных. В первой половине 2020 года мы проводили исследование отрасли, в рамках которого:

- совместно с Cluster Competitiveness Group изучили основные статистические данные Белстата;

- совместно с Центром экономических исследований BEROC мы провели анкетирование 40 предприятий,

- взяли интервью у собственников и директоров компаний отрасли. 

Родион Морозов и Людмила Антоновская, спикеры первого блока, рассказали об основных данных, полученных в ходе исследования.

D:\Ассоциация\Стратегическая сессия март 2021\Новости после\1.png

Начиная с 1990-х годов появилась сотня высокотехнологичных частных компаний, которые работают в узких коммерческих нишах. Именно их продукция и бренды представляют сегодня на мировом рынке лицо современной белорусской электронной и приборостроительной отрасли. 

Мы в АИП собрали базу компаний, задействованных в отрасли, в которую вошло порядка 150 компаний. Используя официальную статистику и данные, полученные в ходе нашего анализа, нам удалось сделать интересные выводы.



Оказалось очень сложно оценить долю сектора приборостроения в ВВП Беларуси. Дело в том, что деятельность по контрактной разработке не учитывалась при оценке вклада сектора в экономические показатели, несмотря на то что 30% компаний приборостроения занимаются этим видом деятельности.

Годовая выручка 105 известных приборостроительных компаний в 2018 году составила 500 млн. долларов США, а количество сотрудников − 19 381. 

Среди анализируемых параметров также учитывались: 

  • форма собственности;

  • основные финансовые показатели компаний;

  • осуществление компанией инновационной деятельности;

  • экспорт вычислительной, электронной и оптической аппаратуры;

  • производительность труда и заработная плата;

Анкетирование прошли 40 компаний. Данные 38 предприятий мы анализировали, используя следующие показатели:

  • выручка;

  • расходы на НИОКР;

  • численность сотрудников;

  • возраст компаний;

  • вовлечен ли собственник компании в операционное управление;

  • лидерство компаний по регионам, в том числе доминирующие регионы экспорта товаров и услуг;



  • наличие подразделений компаний за рубежом;

  • способы конкуренции на зарубежных рынках;

  • рыночные сегменты (В2С, В2В, В2G);

  • потребительские рынки продуктов и услуг;



  • наличие уникальных технологий;

  • осуществление инновационной деятельности;




  • создание spin-off;

  • инвестиции и потребность в финансировании;

  • средний уровень заработных плат в R&D и др.

По результатам анкетирования самое большое количество предприятий были учреждены в период с 1990 по 2000 годы, их количество составило 53%. Далее за 14 лет появилось всего 24% компаний, а после - в течении трех лет, - появилось 13% компаний. Для того чтобы определить, почему 90-ые годы были наиболее продуктивными для становления hardware-компаний, мы провели Анализ 5 сил Портера. 

Результаты данного исследования были разосланы участникам Hardware Strategy Conference и тем компаниям, которые согласились пройти анкетирование . 

По анализу анкетирования, были сделаны выводы о том, какие существующие возможности упускает сектор приборостроения, и какие вызовы стоят перед компаниями. Именно эти выводы могут быть основой дискуссии и идей развития.

D:\Ассоциация\Стратегическая сессия март 2021\Новости после\3.png

Важно отметить, что анализ затронул не только изучение показателей, но также анализ уникальных в своем роде ответов, полученных на основе интервью. Именно высказывания руководителей компаний составили третью презентацию. 

Среди анализируемых данных учитывались наиболее важные внешние барьеры для развития бизнеса, такие, как: низкое качество подготовки специалистов в ВУЗах и других учебных заведениях, нехватка безвозвратной грантовой поддержки для НИОКР, зарегулированность ведения бизнеса, нехватка производственных площадей, неразвитость инфраструктуры инновационного развития венчурных фондов, краудфандинга, акселераторов, инкубаторов, инженерных центров и др.



Людмила озвучила основные цитаты из интервью, которые были структурированы по группам:

  • барьеры и ограничения ведения бизнеса в Беларуси;

  • кадровый вопрос;

  • инфраструктурные и структурные проблемы для отрасли;

  • проблемы в культуре ведения белорусского приборостроительного бизнеса, развития бизнеса на национальном и международном уровнях, в частности в Таможенном союзе, а также в Европе и Дальнем зарубежье;

  • имидж белорусского бизнеса;

  • плюсы и минусы государственного регулирования;

  • возможности развития предприятий и отрасли в целом;

  • престиж профессии инженера;

  • возможные пути развития и подъема престижа отрасли приборостроения и электроники.



По результатам этого интервьюирования становиться ясно, что задачами hardware-сообщества являются:
  • решить проблему недостатка квалифицированных кадров;

  • поднять престиж инженерной профессии в Беларусь;

  • создать доступ к инфраструктуре для производства;

  • создать доступ к грантам для R&D;

  • создать базу совместно использования оборудования и производства;

  • создать инновационную инфраструктуру (акселераторы, инкубаторы, инженерные центры);

  • поднять бренд белорусских компаний;

  • взаимодействовать для разработки сложного оборудования.