Начиная с весны 2019 года, мы активно проводили “Круглые столы”, результатами которых мы делились на своих страницах. Однако любое исследование не обходится без цифр и статистических данных. В первой половине 2020 года мы проводили исследование отрасли, в рамках которого:
- совместно с Cluster Competitiveness Group изучили основные статистические данные Белстата;
- совместно с Центром экономических исследований BEROC мы провели анкетирование 40 предприятий,
- взяли интервью у собственников и директоров компаний отрасли.
Родион Морозов и Людмила Антоновская, спикеры первого блока, рассказали об основных данных, полученных в ходе исследования.
Начиная с 1990-х годов появилась сотня высокотехнологичных частных компаний, которые работают в узких коммерческих нишах. Именно их продукция и бренды представляют сегодня на мировом рынке лицо современной белорусской электронной и приборостроительной отрасли.
Мы в АИП собрали базу компаний, задействованных в отрасли, в которую вошло порядка 150 компаний. Используя официальную статистику и данные, полученные в ходе нашего анализа, нам удалось сделать интересные выводы.
Оказалось очень сложно оценить долю сектора приборостроения в ВВП Беларуси. Дело в том, что деятельность по контрактной разработке не учитывалась при оценке вклада сектора в экономические показатели, несмотря на то что 30% компаний приборостроения занимаются этим видом деятельности.
Годовая выручка 105 известных приборостроительных компаний в 2018 году составила 500 млн. долларов США, а количество сотрудников − 19 381.
Среди анализируемых параметров также учитывались:
форма собственности;
основные финансовые показатели компаний;
осуществление компанией инновационной деятельности;
экспорт вычислительной, электронной и оптической аппаратуры;
производительность труда и заработная плата;
Анкетирование прошли 40 компаний. Данные 38 предприятий мы анализировали, используя следующие показатели:
выручка;
расходы на НИОКР;
численность сотрудников;
возраст компаний;
вовлечен ли собственник компании в операционное управление;
лидерство компаний по регионам, в том числе доминирующие регионы экспорта товаров и услуг;
наличие подразделений компаний за рубежом;
способы конкуренции на зарубежных рынках;
рыночные сегменты (В2С, В2В, В2G);
потребительские рынки продуктов и услуг;
наличие уникальных технологий;
осуществление инновационной деятельности;
создание spin-off;
инвестиции и потребность в финансировании;
средний уровень заработных плат в R&D и др.
По результатам анкетирования самое большое количество предприятий были учреждены в период с 1990 по 2000 годы, их количество составило 53%. Далее за 14 лет появилось всего 24% компаний, а после - в течении трех лет, - появилось 13% компаний. Для того чтобы определить, почему 90-ые годы были наиболее продуктивными для становления hardware-компаний, мы провели Анализ 5 сил Портера.
Результаты данного исследования были разосланы участникам Hardware Strategy Conference и тем компаниям, которые согласились пройти анкетирование .
По анализу анкетирования, были сделаны выводы о том, какие существующие возможности упускает сектор приборостроения, и какие вызовы стоят перед компаниями. Именно эти выводы могут быть основой дискуссии и идей развития.
Важно отметить, что анализ затронул не только изучение показателей, но также анализ уникальных в своем роде ответов, полученных на основе интервью. Именно высказывания руководителей компаний составили третью презентацию.
Среди анализируемых данных учитывались наиболее важные внешние барьеры для развития бизнеса, такие, как: низкое качество подготовки специалистов в ВУЗах и других учебных заведениях, нехватка безвозвратной грантовой поддержки для НИОКР, зарегулированность ведения бизнеса, нехватка производственных площадей, неразвитость инфраструктуры инновационного развития венчурных фондов, краудфандинга, акселераторов, инкубаторов, инженерных центров и др.
Людмила озвучила основные цитаты из интервью, которые были структурированы по группам:
барьеры и ограничения ведения бизнеса в Беларуси;
кадровый вопрос;
инфраструктурные и структурные проблемы для отрасли;
проблемы в культуре ведения белорусского приборостроительного бизнеса, развития бизнеса на национальном и международном уровнях, в частности в Таможенном союзе, а также в Европе и Дальнем зарубежье;
имидж белорусского бизнеса;
плюсы и минусы государственного регулирования;
возможности развития предприятий и отрасли в целом;
престиж профессии инженера;
возможные пути развития и подъема престижа отрасли приборостроения и электроники.
решить проблему недостатка квалифицированных кадров;
поднять престиж инженерной профессии в Беларусь;
создать доступ к инфраструктуре для производства;
создать доступ к грантам для R&D;
создать базу совместно использования оборудования и производства;
создать инновационную инфраструктуру (акселераторы, инкубаторы, инженерные центры);
поднять бренд белорусских компаний;
взаимодействовать для разработки сложного оборудования.