Новости Ассоциации

Итоги круглого стола № 3: Частно-государственное научно-техническое партнерство. Государственная поддержка. Система образования для развития отрасли

«Третий аккорд»

Третий круглый стол, самый масштабный на текущий момент, состоялся 26 июня, где объединились частный бизнес и государственный сектор. Своими мнениями делились эксперты из Министерства экономики, Белорусского института системного анализа, Белорусского инновационного фонда, Парка высоких технологий, Белорусского национального технического университета. В общей сложности дискутировали более 20 человек!

Обширная повестка встречи включила в себя три важных блока вопросов:

1. Частно-государственное научно-техническое партнерство

2. Государственная поддержка

3. Задачи системы образования для развития отрасли

Встреча начиналась со вступительного слова Председателя Государственного комитета по науке и технологиям Шумилина Александра Геннадьевича:

«На сегодняшний день взаимосвязь между ГКНТ и компаниями приборостроительной отрасли очевидна. Однако успех возможен только в тесном взаимодействии и сотрудничестве, умении «прислушаться» друг к другу и возможности поиска компромиссных решений. В современных условиях государству в лице ГКНТ отводится роль определенного регулятора, «создателя» государственных программ поддержки реализации научно-технических проектов с выделением ресурсов (от простого льготирования до прямого выделения денег)».

Можно выделить следующие направления и приоритеты в деятельности:

1. Возможность включения ряда продукции компании в перечень высокотехнологичной продукции и, как следствие, предоставление определенных льгот при условии, что такая компания занимается высокими технологиями.

2. Отдается приоритет под научно-технические проекты, подпадающие по своему содержанию под «пятилетку» (прим. Государственная программа инновационного развития Республики Беларусь на 2016 – 2020 годы), т.к. компании несут затраты на научно-технические разработки. Возможность компенсации до 30-40% от стоимости разработки через Государственную программу.

Государственная программа направлена на достижение приоритетов социально-экономического развития Республики Беларусь на 2016 – 2020 годы в области эффективных инвестиций и ускоренного развития инновационных секторов экономики и является основным документом, обеспечивающим реализацию важнейших направлений государственной инновационной политики.

Целью Государственной программы является обеспечение качественного роста и конкурентоспособности национальной экономики с концентрацией ресурсов на формировании ее высокотехнологичных секторов, базирующихся на производствах V и VI технологических укладов.»

Третий «стол» дал возможность провести качественный диалог государственного сектора и частного бизнеса, заложив определенный фундамент для формирования очередной пятилетней программы развития, сделан акцент на необходимость заложить соответствующие ресурсы.

«Инсайд»: интересные мнения

Мы хотим поделиться некоторыми интересными мнениями третьего круглого стола. 


О частно-государственном научно-техническом партнерстве

«…Университеты почти исчерпали свой кадровый ресурс. Фундаментальными научными исследованиями скоро будет некому заниматься, молодого притока кадров нет, достигнута почти критическая черта.

В отношении государственного-частного партнерства: в инновационной сфере механизма нет.

В отношении передачи технологии – законодательство сформировано, улучшено (новая редакция 59 Указа). Но есть вопросы к практике применения (у институтов существует боязнь по передаче технологии в частные компании). Необходимо расширять практику по передаче технологий для увеличения количества положительных кейсов.

Существует каталог «реестр НИОКР» - база данных (которая включает название работы, описание, сведения от разработчиков – сведения выдаются по запросу).

Существует программа ваучеров и грантов под социальный запрос в БИФ…»


О государственной поддержке

«…Поддержка со стороны ГКНТ: внутренние затраты на науку до 2016 года снижались и в абсолютном и в относительном значении.

Научно-технические программы: может быть выделено 30-40% бюджетных денег. Основные требования: 1. софинансирование (60-70% - собственные средства предприятия, либо привлеченные); 2. цели, эффект, которые должны быть достигнуты (создание продукции согласно объему технического задания); 3. стоимость проданной продукции должна в 5 раз превышать вложенные бюджетные средства за период 3 года НИОКР плюс 2 года на освоение (итого 5 лет, однако возможно продление максимум до 7 совокупных лет). Каждый запрос при этом рассматривается индивидуально.

Поддержка со стороны БИФ: система предоставления средств на возвратной основе забюрократизирована больше, чем банковский кредит, но ставка меньше плюс установлены более длительные сроки (до 7 лет) и нет необходимости внесения залога/страхования займа. Конкурентоспособность программы падает. Есть острая необходимость упростить процедуру, процесс идет.

В договорах на проведение НИОКР право на интеллектуальную собственность закрепить за исполнителем. (законодательно это разрешено, но на практике такая политика не проводится)

Работа с БелГИСС и БелГИМ: необходимо изменить процедуру взаимодействия, а также сроки по сертификации и испытаниям, это даст реальный эффект для предприятий, которые делают измерительную технику.

Что касается государственной поддержки, механизмов, льгот и источников – их много, но они разрозненны и ресурсы ограничены («один карман» из одного фонда). Вопрос наукоемкости, увеличения наукоемкой сферы стоит серьезно. Нужно формировать комплексную поддержку на каждом этапе создания и развития предприятий.

Государственная программа инновационного развития – это программа с самым высоким статусом – это еще один документ, куда могут быть включены предложения от Ассоциации по развитию стратегии отрасли. Необходимо разрабатывать целостную систему финансирования и льготирования инновационных бизнесов.

Вместо концентрации на написании научно-технических программ нужно создавать инфраструктуру, которая позволит мобильно создавать инновации в ответ на вызовы рынка.

В качестве предложений по улучшению: необходимо сделать комплексный научно-технический проект. На данный момент переход из НИРа в освоение – это разные программы. Есть идея сделать проекты комплексными, в которых стадии НИР, ОКР, освоение производства, коммерциализация переходят из одной в другую. Таким образом возможно будет сэкономить порядка 4 лет на переход из одной стадии в другую, необходимо предусмотреть запараллеливание процессов…»


О системе образования для развития отрасли

«…Не сокращать финансирование ВУЗов из-за отчисления неуспевающих студентов. Важно уменьшить зависимость заработной платы преподавателя от успеваемости студентов.

Существующую норму приема в магистратуру (7%) необходимо повысить хотя бы 30-40%.

Критично важно повысить статус преподавателя и научного работника

Необходимо создать среду для экспериментов в области образования…»