Новости Ассоциации

Итоги круглого стола № 4: Сотрудничество ВУЗов и компаний электроники и приборостроения в вопросах подготовки/обучения студентов: возможности и ограничения

«Фантастическая четвёрка»

Любые инновации возможны благодаря талантливым и образованным специалистам. Сегодня знания являются стратегическим фактором социально-экономического развития общества, его жизнеспособности и безопасности. Эффективная система передачи знаний в лице ВУЗов определяет реальную возможность их использования в создании конкурентоспособных технически сложных продуктов.

Благодаря инновациям наука стала непосредственной производительной силой, а знания в виде нематериальных активов — основным капиталом экономического развития.

Четвертый «стол» мы решили посвятить вопросам образования и соотношения уровня образования требованиям современных приборостроительных компаний, которые, увы, как никогда раньше ощущают голод достойных инженерных кадров. «Стол» состоялся 12 июля.

Своими мнениями и предложениями делились представители ведущих ВУЗов страны: БГУ, БНТУ, БГУИР.

«Инсайд»: интересные мнения

Мы хотим поделиться некоторыми интересными мнениями четвертого круглого стола.


Об идеи создания профильной магистратуры

«…создание «семейства» магистратур, над которыми стоят бизнес-кластеры или бизнес-ассоциации, под крышей ПВТ с участием ВУЗов;

- каждый кластер/ассоциация формирует совет над соответствующей магистратурой;

- образование предполагается быть платным, возможно рассмотреть финансирование из бюджета, но не на весь ВУЗ, а «на душу»;

- в такой проект можно привлекать практиков (представителей hardware-компаний), белорусских преподавателей и внешних специалистов (в первую очередь «своих», кто уже давно живет за рубежом);

- при реализации любого образовательного проекта необходимо уходить от контроля Министерства образования, получить самостоятельность (на примере ПВТ)…»


О мерах повышения количества студентов и выпускников для hardware

«…чтобы увеличить количество абитуриентов необходимо больше заниматься PR-ом инженерных специальностей. Абитуриентам и студентам важен не только уровень будущей зарплаты, но и престиж и специальности, и будущего работодателя;

- необходимо сделать «ребрендинг» ПВТ, напомнить, что помимо IT, там есть hardware-компании, нужно чтобы о hardware узнали «сверху»;

- презентации компаний и тренинги для студентов, в организации которых помогут деканы факультетов и профильные кафедры (например EPAM, который проводит такие мероприятия в ВУЗах в вечернее время);

- магистратура или распределение не освобождают выпускника от службы в армии. Сделать исключение для инженерных специальностей…»


О мерах повышения «качественного» уровня студентов

«…преподавателям просто невыгодно отчислять студентов – автоматически сокращается фонд оплаты труда (государству все же стоит отталкиваться от набора студентов при расчете ставок); Отчисление – это правильная мера, это отбор лучших, и даже экономия денег государства;

- решением вопроса оснащения ВУЗов оборудованием может быть создание филиалов кафедр в частных компаниях, где бы студенты могли поработать на настоящем современном оборудовании;

- есть опыт написания групповых дипломных работ (в том числе по тематикам частных компаний, например, с NT-Lab) при защите каждый студент отвечает только за ту часть, которую лично готовил он;

- студенты охотнее работают над заданиями, если участвуют в конкурсе курсовых работ. Частные компании могут проводить такие конкурсы и выступать в качестве жюри. Но навязывание конкурса не мотивирует студента, активная работа может быть только в том случае, если студенты приходят сами с инициативой провести такой конкурс;

- в текущем году будут пересматриваться учебные планы, образовательные программы, Ассоциация может принять участие в этом, в том числе и увеличить срок практики в учебных планах и образовательных стандартах. Важный момент – учебный план основывается на образовательном стандарте, и если в стандарте не прописать нужные моменты, то в рамках плана очень сложно что-то изменить; однако иногда ВУЗы могут отклоняться от установленных стандартов, в таком случае применяются экспериментальные учебные планы;

- можно организовывать филиал кафедр на предприятиях, где студенты могли бы 1 раз в неделю находится на производстве, обучаться;

- некоторые компании становятся «базовым предприятием», − когда компании заключают договор с ВУЗом, в соответствии с которым компания обязуется принимать к себе на работу в течение 10 лет определенное количество выпускников ВУЗа, предоставить студентам условия для прохождения практики и т.д.; базовые предприятия имеют преимущество при распределении выпускников на основании заявок…»