Новости Ассоциации

Стратегические идеи

На Hardware Strategy Conference#1 самым интересным был блок дискуссии о создании ценности в hardware и идей о стратегических возможностях. 

Людмила Антоновская презентовала промежуточные итоги разработки стратегии. 

В частности:

  1. возможную структуру для картирования кластера

  2. анализ цепочки создания ценности и определение стратегических возможностей на основе этого анализа

  3. стратегическую сегментацию и определение возможностей

Чаще всего цепочка создания ценности (также используется термин - цепочка создания добавленной стоимости) в приборостроении формируется таким образом:

  • всё начинается с исследования потребностей клиентов;

  • либо с научного исследования, которое дает новые возможности;

  • далее мы делаем разработку нового прибора или оборудования;

  • для разработки продукта в Hardware обязательно нужно изготовить и протестировать прототипы и образцы, соответственно нужно закупить компоненты  и оборудование. 

  • далее покупаем  компоненты для  опытного производства;

  • и можем перейти к серийному производству;

  • в приборостроении важным этапом является сертификация, особенно при создания измерительных приборов

  • ну и наконец наступает время для маркетинга и продаж;

  • так как мы продаем Hardware, то нам нужна еще логистика;

  • если выпускаемое оборудование нужно инсталлировать, то, соответственно, мы его инсталлируем, 

  • а если оборудование должно стать частью сложной системы, то нужна интеграция;

  • на протяжении жизни оборудования нужно обслуживание (сервис, техническая поддержка, обучение);

  • безусловно, на всем этом этапе цепочки нужны человеческие ресурсы.

Людмила подробно описывала то как создается ценность в Hardware - компании и  о том что есть ряд компаний который условно можно отнести к компаниям “полного цикла” - они выполняют практически все этапы в цепочке: от исследования до продаж. Однако мы выяснили, что мало кто занимается интеграцией. 

Есть компании, которые делают оборудование для других компаний, но по сути у них цепочка такая же. Одна из таких компаний, в ходе дискуссии подтвердила, что интеграция формирует большую часть добавленной стоимости и высокую лояльность клиента.


Также в белорусской Hardware экосистеме есть множество специализированных приборостроительных компаний. Под термином «специализированная компания» в данном случае имеется в виду предприятие, которое специализируется на одном или двух видах деятельности. Например, контрактная разработка или контрактное производство.

Сравнение с другими странами (на примере Аризонского оптического кластера) привело к выводу, что  исследованием рынка занимаются чаще всего именно стартапы и они же занимаются продажами. Именно они выдвигают гипотезы, формируют идеи и проводят маркетинговые исследования. То есть стартапы являются началом создания ценности в экосистеме и точкой формирования будущей прибыли.

Что интересно, стартапы и спинофы, как правило, являются самым маржинальным клиентом для специализированных компаний по разработке и производству. 

Но самое важное, это то что стартапы и спинофы являются также и самым важным элементом коммерциализации – они занимаются маркетингом, продажами и обслуживанием пользователей. Ведь цель многих стартапов – «взлететь» на продажах созданного продукта.

Таким образом становится понятно, что для «запуска двигателя» в Hardware экосистеме нужно большое количество стартапов и спинофов.


Изучение стратегической сегментации показывает что наиболее перспективным является сегмент использования имеющихся знаний и технологий в новых продуктах,  при этом расширяя охват отраслей и решения проблем потребителей. 

Новые технологии создаются совместно успешными кластерами электроники и приборостроения, если их невозможно создать поодиночке – например технологические решения для беспилотного транспорта, «умного города».

• кооперация между компаниями способствуют пониманию технологических тенденций будущего;

• кооперация между компаниями способствуют пониманию потребности клиентов на каждом уровне, уменьшают дублирование исследований и работ;

• одна из задач ассоциаций - помогать компаниям находить место в цепочке создания технологии.

Завершал нашу конференцию Роман Пахолков, инициатор сообщества Hardware Ecosystem, дискутируя на тему Трансформация бизнеса и отраслевых сообществ: горизонтальная интеграция и спин-оффы.

Роман начал свое выступление с истории создании компании Promwad, а также рассказал, как он пришел к созданию бизнес-акселератора Bridgio.

“Это такая бизнес-модель, когда ты входишь в долю нового предприятия (небольшая доля), капитализируется компания, которую ты акселирируешь, компания продается и ты забираешь деньги”.


Но работает ли всё так, как хотелось бы? Роман вспомнил свое выступление на Hardware Congress 2.0, где он вышел впервые со своей идеей создать новое сообщество Hardware Ecosystem.  

Тогда в 2018 году и Роман впервые анонсировал идею разработать стратегию развития отрасли. Роман в своей презентации подробно представил тот возможный путь, по которому может развиваться белорусская отрасль. А сегодня он сравнил задумку с тем, что мы имеем в 2021 году, строго указав на сделанные ошибки. Снова поднимаем планку?

В своей презентации Роман трансформировал свое видение, представленное в 2018 году, под текущие реалии.

Роман рассказывал о ролях и бизнес-моделях на рынке электроники, разделив все компании на два вида: традиционные и инновационные, а также о проблемах, с которыми сталкиваются компании.



Одно из возможных решений для традиционных компаний - это создание спин-оффа как возможность запуска новой бизнес-модели, сохраняя при этом существующую модель (меньше рисков). Спин-офф - это один из путей трансформации бизнеса, путь, который приводит к выводу о том, что нужно постепенно менять системы управления с автократичных на демократичные, разбираться с обеспечением  преемственности управления и владения бизнесами. Автократия разрушает бизнес, приводит к развалу, разладу. Но как владелец может стать “демократом”, перестать властно управлять, что он может делать вместо этого? Роман, будучи сам автократом, рассказал аудитории о своем опыте перехода “на другую сторону”.

Пересмотрев свои взгляды на предмет развития отрасли, Роман предложил новые решения в виде “сильных маневров”, которые в самом скором времени станут реальностью. 


“Завершающим аккордом” стало заявление Романа о создание Edge Belarus - среды для высокотехнологичных проектов в Европе вокруг Беларуси.


linkedin.com/in/roman-pakholkov

Hardware Ecosystem Group at LinkedIn


Если опираться на методику, используемую Cluster Competitiveness для разработки отраслевой стратегии, то нужно сделать 10 шагов, позволяющих определить области, которые необходимо улучшить на уровне компании и кластера. Часть пути уже пройдена, в частности:

  • в рамках исследования мы делаем картирование кластера и отрасли;

  • сделан анализ 5 сил Портера и предложен “идеальный ромб”;

  • изучена цепочка создания ценности 

  • рассмотрены продвинутые покупательские критерии;

  • сделана стратегическая сегментация.

На следующей Hardware Strategy Conference мы хотели бы обсудить: 

  • области для улучшений на уровнях компаний и кластера;

  • выполнимые варианты для компаний кластера;

  • общие стратегические варианты для будущего.